Понеділок, 18.06.2018, 03:18
Вітаю Вас Гість | RSS

Чайкинський навчально-виховний комплекс

Форма входу

Каталог файлів

Головна » Файли » Мої файли

Звуки и буквы. Алфавит.
[ Викачати з сервера (326.5 Kb) ] 08.02.2017, 15:51

Тема: Звуки и буквы. Алфавит.

Цели: ознакомить учащихся с буквенным составом алфавита русского языка; учить воспринимать устную и письменную речь; учить работать с опорной схемой; внимательно читать текст и определять его основную мысль ; развивать навыки устной и письменной речи, память , внимание, любознательность; прививать любовь к слову, бережное отношение к русскому языку.

Прогнозируемые результаты: правильно называют буквы русского алфавита   К(ка), Й (и   краткое), Л (эль), С (эс), Х ( ха ), Ц (цэ), Ч (че ).

Оборудование: учебник «Т. М., Полякова, Е. И. Самонова. Русский язык,

5 класс», иллюстрации, опорные схемы, орфографические словари.        

 

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных  знаний

  1. Беседа

        Используя опорную схему, продолжить  предложения:

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Фонетика изучает …»

«Гласных звуков…»

«Они обозначены на схеме значком…»

«Согласных звуков … и они  обозначены на схеме …»

« 40% составляет …»

« 60% составляет …»

       Написать на доске свою фамилию на 3 языках: русском, украинском, английском.

ІІІ. Объявление темы  и целей урока. Мотивация учебной деятельности

  1. Слово учителя

Сегодня мы узнаем, почему так написали на доске

вы свою фамилию. Оказывается, что славянскую

азбуку придумали два брата Кирилл и Мефодий.

Они были болгарскими просветителями.

В Киеве есть им памятник

 

 

 

Азбуку, которую они придумали, называется кириллицей. Кириллицей пишут украинцы, русские, болгары, белорусы, сербы. А латиницей (фамилия написана  английскими буквами) пользуются англичане, французы, румыны, поляки и другие народы.

Азбука =Алфавит

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

α – альфа

   

β – бета

 

 

 

        алфавит

 

2.  Работа с учебником

ІV. Восприятие и усвоение нового материала

1.Коллективная работа с учебником (с.20, упражнение 38)

2.Пересказ прослушанного текста по ключевым словам

Звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимого. Тот, кто читает, переводит видимые знаки в звучащие слова. Сейчас все славянские народы (украинцы, русские, белорусы, болгары и др.) имеют письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках, потому что у них есть своя азбука.

Русский алфавит имеет давнюю историю. В его основе лежит

старославянская азбука, кириллица, названная в честь одного из её

создателей, Кирилла.

Братья Кирилл и Мефодий в IX веке создали старославянский алфавит (азбуку), который «приспособился» к языку древних сла­вян, изменился и стал родным в Киевской Руси. Окончательный вид привычный нам русский алфавит приобрёл в 1917 году.

Озаглавьте этот текст.

3.Орфографическая минутка

 Алфавит, кириллица, Киевская Русь, письменность, Кирилл, Мефодий.

4.Работа с опорной схемой

 

 

 

 

 

 

 

Понятия нетождественные, звуков больше, чем букв. Расположение букв в определенном порядке называется алфавитом (азбукой ). В русском алфавите 33 буквы. Две буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.

V. Закрепление изученного материала

1. Орфоэпический практикум  

Учтите! Следует различать звуковой и буквенный составы слов.
Прочитайте вслед за учителем слова. Произнесите звуки, назовите буквы.

Дом, буква, мясо, ясный, звук, мир, день, пьеса, подъезд, май, ядро, этот, бьёт, юла, жюри.

Какие буквы не обозначают звуков? Какие буквы могут обозначать в одном слове два, а в другом – один звук?

 2.Работа над выразительным чтением

         Подготовьтесь и прочитайте выразительно стихотворение, пра­вильно называя буквы.

Тридцать три родных сестрицы,        А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Писаных красавицы,                           Прикатили на еже!

На одной живут странице                   3, И, К, Л, М, Н, О

И повсюду славятся.                           Дружно вылезли в окно!

К вам они сейчас спешат,                   П, Р, С, Т, У, Ф, X

Славные сестрицы, -                           Оседлали петуха,

Очень просим всех ребят                   Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -

С ними подружиться!                         Вот и все они, друзья!

Б. Заходер

Сколько букв названо в стихотворении? Какие буквы поэт не назвал?

Придумайте слово, которое начиналось бы с буквы ё, не вошедшей

в стихотворение. Можно ли придумать слова, которые начинались бы

с остальных не упомянутых автором букв? Почему?

В начале русских слов буква ы, так же, как и звук [ы], не встречается.                Придумать слово  на Ё.

3.Работа с орфографическим словарём

 «Обратите внимание!» Есть слова на й: йод .йог (словари на этой странице)

VІ. Систематизация и обобщение знаний и умений

1.Орфографический практикум

          Спишите слова в алфавитном порядке.

Край, дом, рябина, звезда, груша, мама, пчела, рука, яблоко, письмо, библиотека, дождик, праздник.

2. Работа в парах

Составьте диалог, в котором обсудите, в каких случаях требуется выстраивать слова в алфавитном порядке.

  1. Выработка умения находить ключевые слова к теме

Продолжите список ключевых слов по теме урока.
Алфавит, азбука, кириллица, ...

VІІ. Домашнее задание

 -Заполнить опорную схему №2

- Выучить русский алфавит на странице 20

VІІІ. Подведение итогов урока

  1. Речевой практикум

Отгадайте загадки. Ученики 1 ряда хором читают первую загадку, а ученики 2 ряда отгадывают. Затем меняются.

    1.Чёрные, кривые,              2. В белом поле синие
От рождения немые            Протянулись линии,
Сядут в ряд,                           А по ним друзья идут,
Все заговорят.                       Друг друга за руки ведут.

Попробуйте сочинить подобные загадки о ручке, карандаше, тетрадке.

  1. Чтение цепочкой русского алфавита по учебнику

Русский алфавит

Аа [а], Бб [бэ], Вв [вэ], Гг [гэ], Дд [дэ], Ее [е], Её [ё], Жж [жэ], Зз [зэ], Ии [и], й [и краткое], Кк [ка], Лл [эль], Мм [эм], Нн [эн], Оо [о], Пп [пэ], Рр [эр], Сс [эс], Тт [тэ], Уу [у], Фф [эф], Хх [ха], Цц [цэ], Чч [че], Шш [ша], Щщ [ща], ъ [твёрдый знак], ы [ы], ь [мягкий знак], Ээ [э], Юю [ю], Яя [я].

 

 

Категорія: Мої файли | Додав: фізик
Переглядів: 106 | Завантажень: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Архів записів

Copyright MyCorp © 2018
Створити безкоштовний сайт на uCoz